Главная » Статьи » Мои статьи

Сокращение молитвы в пути

Всевышний Аллах предписал нам различные виды поклонения, такие как пятикратная молитва каждый день, пост в месяц Рамадан, выплата милостыни и другие виды обязательных и желательных поклонений. Милость нашей религии заключается в том, что учитывая различные обстоятельства и положения, в которые попадает человек, она облегчила ему некоторые виды поклонений, как например, возможность сокращения и объединения молитв для путника, прекращение поста больному или находящемуся в пути.

Человек, как известно, испытывает в пути определенные затруднения, связанные как с разлукой с близкими, так и с самой поездкой. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Путешествие — частица мучений, отрывает вас от еды, питья и сна. Когда же вы исполните свои желания, то поторопитесь домой». (Передали Бухари и Муслим от Абу Хурайры) И в связи с этим, Всевышний Аллах предписал нам облегчение в пути, в виде сокращения четырех ракаатов молитвы до двух, независимо от того, подвергается путник опасности во время пути или нет. На дозволенность сокращения указывает Коран, сунна и единогласное решение ученых (иджма):

В Коране сказано: «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов если вы опасаетесь угрозы со стороны неверующих..». (Коран: Женщины, 101)

Яъла ибн Умайя говорит: «Я спросил Умара: «Почему мы сокращаем, ведь мы уже в безопасности?». Умар ответил: «Я спросил пророка (да благословит его Аллах и приветствует) об этом, и он сказал: «Это милостыня, которую вам даровал Аллах, так примите же Его милостыню»».

Передается от Умара (да будет Аллах им доволен), что он сказал: «Молитва в пути — в два ракаата, молитва Духа — в два ракаата, молитва в праздник разговения — в два ракаата, пятничная молитва — в два ракаата, в полном, совершенном виде, без сокращения, как нам сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует)». (Ахмад, Насаи, Ибн Маджа)

Также передается от Ибн Умара, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине Аллах любит, чтобы (рабы) пользовались Его облегчениями, также как не любит, чтобы (рабы) совершали грехи». (Ахмад)

В другом хадисе от Ибн Аббаса передается: «Аллах предписал вам устами пророка (да благословит его Аллах и приветствует) четыре ракаата дома и два ракаата в пути». (Муслим)


Является ли сокращение обязательным?
Насчет обязательности сокращения молитвы во время пути существуют разногласия:
Так, в мазхабе имама Абу Ханифы сокращение является обязательным, и путнику не разрешается совершать четырех ракаатную молитву полностью. Если же он совершил ее полностью, то последние два ракаата считаются как сунна (желательные), а первые два как фарз (обязательные), ссылаясь на хадис, приведенный Бухари от Аиши (да будет Аллах доволен ею), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Молитва в начале была по два ракаата, а затем, молитва в пути осталась на этом, а молитву дома сделали полной». Исходя из этого хадиса, путник, совершающий полную молитву, допускает грех.

В мазхабах имамов Шафии и Ахмада, сокращение является желательным, а также более предпочтительным. Однако, если человек не сократил молитву в пути, он не попадает в грех. Такого же мнения придерживается имам Малик, считая сокращение очень желательным (сунна муаккада). Доказательством этого мнения служит аят, приведенный выше, а также некоторые хадисы:
Приводится, что сподвижники пророка (да благословит его Аллах и приветствует) выходили с ним в путь и среди них были те, кто сокращал и те, кто совершал полный намаз, те, кто держал пост и те, кто отпускал и никто не осуждал никого. (Муслим)
В другом хадисе Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывает: «Я вышла с пророком (да благословит его Аллах и приветствует) совершать Умру в месяц Рамадан. Я держала пост, а пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отпускал, я совершала полную молитву, а он сокращал. И я сказала ему: «Пусть мои родители будут выкупом за тебя, я держала уразу, а ты нет, я совершала полную молитву, а ты сокращал». На что пророк сказал: «Ты поступила правильно». Это мнение и является более достоверным.

Условия, необходимые для сокращения:
1. Чтобы путь был длиной в расстояние, которое преодолевает навьюченный верблюд в течении двух дней или равное двум мархала (приблизительно 89 км) по мазхабам трех имамов, кроме имама Абу Ханифы. Доказательством этого мнения служит хадис пророка: «О, жители Мекки, не сокращайте (в пути) не достигающего четырех бурудов (один барид равен приблизительно 22,2 км по мазхабу Малика и Абу Ханифы), от Мекки до Усфана». (Даркутни)

Ученые Ханафитского мазхаба определяют это расстояние путем, равным трем мархала (одна мархала равна 44,5 км приблизительно), который проходит верблюд или пеший человек в течении трех дней.

Египетский ученый Саид Сабик также высказывает мнение, что любая поездка, которая согласно языку можно назвать поездкой, пригодна для сокращения молитв.

2. Чтобы у путника не было намерения совершить грех, например, как украсть, что–либо или заняться разбоем по мнению трех имамов. Так как облегчения, которыми нас наделил ислам, не могут быть употреблены в том, что ислам нам запретил. Другими словами, облегчения не употребляются в запретном. Это правило относится и к другим облегчениям, как отпускание уразы, обтирание обуви и т.д. Однако, ученые Ханафитского мазхаба не смотрят на намерение путника и разрешают ему пользоваться всеми облегчениями, если даже он вышел в целях грабежа, ссылаясь на то, что запретное, совершаемое путником во время пути, не имеет прямого отношения к облегчениям, представленным ему религией, а лишь являются временным явлением, которое он может прервать в любой момент. Стоит отметить также, что по мнению трех мазхабов путник, намеревавшийся совершить запретное, может пользоваться облегчениями в пути с того момента, как откажется от своих намерений.

3. Чтобы путник вышел из населенного пункта, в котором он проживает или с места своего проживания, если он живет вне населенного пункта. Для этого он должен пересечь последние жилые строения на окраине этого пункта, и с этого момента может начать сокращение, если в его пути соблюдаются вышесказанные условия.

4. Путник должен иметь четкое представление того, куда он направляется и знать, что его путь равен или превышает расстояние, о котором говорится в первом условии. Поэтому тот, кто вышел, не зная, куда направляется или для странствования и путешествия, без определенного маршрута, не имеет права сокращать молитву.

5. Если путник сокращает молитву, то ему нельзя участвовать в коллективной молитве за имамом, совершающим полную молитву. Однако, если он решил в ней участвовать, то должен совершить полную молитву не сокращая, как имам.

6. В мазхабах имамов Шафии и Ахмада, путник должен делать намерение сокращать при каждой молитве, тогда как в Ханафитском мазхабе хватает первоначальное намерение выхода в путь, и молящийся не обязан намереваться сократить при каждой молитве. В Маликитском мазхабе же, достаточно одного намерения, сделанного для первой сокращенной молитвы, находясь в пути
7. Путник, в Ханафитском мазхабе, должен быть совершеннолетним, в противоречие другим мазхабам, не оговаривающим это условие.

8. Условие в мазхабе имама Шафии — чтобы путник до конца молитвы находился в пути. Если же его корабль причалит к родному берегу раньше, тот он обязан продолжить молитву и совершить полную, без сокращения.



Когда прекращается облегчение?
1. Если путник решил на время остановиться, прерывая свой путь:
Передается от Абу Хурайры (да будет Аллах им доволен), что он молился с пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в пути до Мекки и, находясь там, пока не вернулись, по два ракаата. (Абу Дауд Аттаялиси)
Так как нет предания, четко определяющего это время, ученые разошлись во мнениях:
В мазхабе имама Абу Ханифы путник, прервавший свой путь и остановившийся где–нибудь, сокращает в течении 15 дней.
В Маликитском мазхабе запрещается сокращать, если он решил остановиться на срок в 4 дня и более, не считая дней прибытия и отбытия и если он совершает там 20 молитв и более.

В Шафиитском мазхабе запрещается сокращать, если он остановился на 4 и более суток, не считая дней прибытия и отбытия. Однако, если он находится в ожидании завершения своих дел, которые каждый день откладываются на завтра, то ему разрешается сокращать в течении 18 дней.

В мазхабе имама Ахмада запрещается сокращать, если путник не знает, на какой срок он остановился, а если же определился со сроком, то он сокращает, если срок меньше 4 суток или времени, за которое можно совершить 20 молитв.
Если путник находится в ожидании завершения своих дел, то ему разрешается сокращать на неопределенный срок и только Шафииты ограничили этот срок 18 днями.

2. Когда путник возвращается на место постоянного проживания и пересекает то место, откуда он начал свой путь. С этого момента он считается прервавшим свой путь и обязан совершать полную молитву.



Как возместить молитву, пропущенную в пути?
Есть два мнения на этот счет. Первое — мнение Ханафитов и Маликитов, которые говорят, что молитву, пропущенную в пути, возмещают в таком же, сокращенном виде, то есть в два ракаата.

Второе мнение Шафиитов и Ханбалитов, которые говорят, что пропущенную в пути молитву, надо восполнять дома в полном виде, в 4 ракаата.

Молитву, пропущенную дома, возмещают в пути в полном виде, в 4 ракаата, по всем 4 мазхабам.

Категория: Мои статьи | Добавил: PATRIOT (16.06.2011)
Просмотров: 1375 | Рейтинг: 5.0/1