НИКАХ
Удивительно причудливы, красивы и оригинальны традиции татарской свадьбы! Конечно, в наше время все обряды и правила соблюдаются далеко не всегда, но к чести современных тенденций надо сказать, что они стремятся к возрождению старинных обычаев. И так же как у христианизированной части населения сейчас стало популярно венчание, так же и среди мусульман вновь получает распространение так называемый никах.
Никах — это мусульманский брак, заключаемый в соответствии с шариатом. Никах предусматривает, что оба будущих супруга приняли ислам, что они достигли брачного возраста и не состоят в родственных связях, а также, согласно никаху, материальное положение мужчины должно позволять ему уплатить выкуп (калым) и содержать семью.
Никах читается духовным лицом иногда в мечети , чаще в доме родителей невесты, при обоюдном согласии сторон в присутствии двух свидетелей-мужчин. Начинается этот обряд молитвой, выражающей желание вступить в брак, после чего составляется брачный договор, и объявляются обязательства жениха вплоть до стоимости подарков. Затем произносится хвала пророку Мухаммеду и его потомкам, читается молитва «Слава тому Богу, который дозволил брак, воспретил все преступные по прелюбодеяниям действия». Духовное лицо произносит особые слова от имени обоих будущих супругов, после чего дает им пить освященную воду. Молодые также должны прочесть специальную молитву: «Ля иль ляха иль лалах Махам мэдре сула». В заключение к брачному акту прикладывается печать и читается одна из сур Корана.
Никах предваряется периодом сватовства и помолвки и совершается, как правило, в ноябре, после окончания сельскохозяйственных работ. Для татар вообще типичен брак по сватовству. Родственники жениха, иногда через профессиональную сваху, делают предложение родителям невесты и обговаривают с ними условия заключения брака. Родители девушки не отказывают достойному человеку, который просит руки их дочери. Затем следуют помолвка и сговор, они зачастую объединяются в один ритуал обмена роднящихся сторон подношениями и застолья с родственниками. Раньше до никаха жениху не разрешалось даже оставаться наедине со своей невестой! Кроме того, будущим супругам не дозволялось напрямую обращаться к родителям с противоположной стороны до совершения особого обряда ауз ашу. Эта трогательная церемония предполагала первое называние молодой женой свекрови и свекра и, наоборот, молодым мужем тещи и тестя мамой и папой (эни и эти).
После никах обязательно следует праздничное застолье. Во главе стола сажают жениха и невесту (невеста — с правой стороны жениха). Рядом с невестой располагаются родители жениха и свидетель, около жениха — родители невесты и другой свидетель. С правой стороны стола — родственники жениха, с левой — невесты. После того, как соберутся все гости, хозяин дома приглашает всех к столу. Сначала гостей знакомят друг с другом. Потом выбирается тамада, который должен быть очень веселым, остроумным человеком. У мусульман говорят: «Вкус супа зависит от соли, прелесть застолья — от слова». На стол ставят холодные закуски, овощи-фрукты и — самое главное — чак-чак. Подают сначала суп, потом выносят губадию, бэлиш или плов, мясо с луком и морковью, обязательно — гуся и в самом конце — чай. Раньше свадебные гулянья (туй) после никаха продолжались несколько дней, родственники невесты поочередно принимали родственников жениха.
После окончаний праздничных застолий молодожены, как правило, должны посетить в баню для новобрачных. К их выходу готовят особые блины для зятя. Когда зять кушает блины, он незаметно должен положить монету под тарелку с блинами. Затем подружки невесты устраивают смотрины жениха, подвергают его разным шуточным испытаниям и отводят в брачные покои. В доме жены молодожен гостит четыре дня, делает многократные подношения родственникам (выкуп за брачную постель, баню новобрачных и т.п.) Особо дорогой подарок вручает супруге. Ответные дары новобрачной состоят из ее рукоделий.
Завершающим этапом свадьбы является переезд жены в дом мужа и свадебные застолья у родственников жениха. Встречают невесту, соблюдая обычаи: под ноги молодой стелят вывернутую шубу или подушку, руки ее погружают в муку, угощают свежеиспеченным хлебом и медом, преподносят в собственность какую-нибудь живность, показывают дорогу к роднику.
Как же проводится никах в современных условиях, когда обязательным условием официальной женитьбы является церемония в ЗАГСе и когда жених и невеста до свадьбы как минимум знакомы?
Современные татарские свадьбы часто начинаются с того, что родственники невесты едут домой к жениху — «забирать» его. Потом, как бы уговорив парня, они отвозят его к будущей жене. Но не к ней домой, а совсем в другое помещение, называемое кияу-киляэте. В нем прячут невесту до приезда жениха, а потом здесь же пройдет первая брачная ночь. Раньше кияу-киляэте располагалось в специальных сарайчиках, построенных невдалеке от дома, сегодня молодые снимают гостиничный номер или квартиру. Несколько изменилось и отношение к выкупу. Сейчас калым дается в основном ювелирными украшениями, количество и стоимость которых зависят от благосостояния жениха.
После того как жених добирается до невесты и выкупает ее, они вместе направляются в ее родной дом, где за накрытым столом их ждут близкие родственники и уважаемые старейшины. Бабайлар (дедушки) сидят справа, эбилер (бабушки) — слева. Молодые скромно присаживаются у самого краешка стола. Начинается никах. После церемонии, которая длится около часа, молодые становятся полноправными мужем и женой. Лишь только после этого они едут в ЗАГС вместе с друзьями жениха и подругами невесты. А по возвращению из ЗАГСа начинается обширное застолье, часто — на несколько дней, сначала — в доме невесты, затем — жениха.
В принципе, общая последовательность обрядов сохраняется, только между совершением никах и застольем осуществляется государственная регистрация брака. Что касается разного рода деталей свадебного торжества, то каждая пара вольна выбирать то, что ей по душе, при этом помня: главный смысл как благочестивого никах, так и различных забавных церемоний — укрепление любви и уважения друг к другу.


ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Кадерле [кияү], кадерле [кәләш]!

Сез бүген Аллаһы Тәгалә каршында кылына торган иң гүзәл гамәл башкардыгыз.

Никах укыттыгыз.

Никах - ул кеше гомерендә бер генә була торган мәҗлес. Наках - ул туй түгел. Кеше тормышында туйлар берничә: бәби туе, законлы никахлашу, тормыш туе һәм соңгы туй. Ә мәҗлес, никах мәҗлесе ул кеше гомерендә бер генә була. Әйе, бер генә һәм кабатланмас изге мизгеллләр.

Сез әлеге мизгелдән башлап гаилә булып саналасыз, [кәләш] - [кияүнең хатыны, [кияү]- [кәләшнең] ире дигән яңа, гомерлек статус аласыз. Бүгенге көнегез бүтән бер кайчан да кабатланмас, кадерле көнегез.

Ышанмагыз әгәр сезгә бу көнне тормышыгыздагы иң матур, иң истәлекле көнегез дип тәбрик итсәләр. Бу алай түгел. Менә күрересез, ир белән хатын булып тәүге тапкыр икәүдән-икәү генә калып, бер берегезгә карап елмаюыгыз мәңге истә калыр, тиздән, Аллаһы боерса, нәниләрегез дөньяга туыр - бу да иң матур көн кебек булып тоелыр, нәниегез беренче кат елмаер, тәүге адымнарын ясар, "әннә", "әттә" дияр... , ...мәхәббәтләрен табарлар һ. б. һ.б

Һәм инде менә [кияү белән кәләшнең әти-әниләренең дә] иң бәхетле көннәре кебектер бүгенге көн. Шулай булгач сезне иң матур, иң бәхетле көннәрегезнең башы белән чын күңелдән котлыйм һәм бары тик бәхетле булуыгызны гына телим.