Главная » Статьи » Мои статьи

Объединение молитв в пути

По мнению большинства ученых, объединение молитв, также как и их сокращение, является облегчением, предписанным нам исламом. Это облегчение выражается в дозволенности объединения обеденной молитвы с послеобеденной и вечерней молитвы с ночной.

Объединение делится на два вида: первый — объединение молитв, с переносом поздней на раннюю (как например, перенос послеобеденной на обеденную, или ночной на вечернюю), и второй — объединение с переносом ранней молитвы на более позднюю (как например, перенос обеденной молитвы на послеобеденную или вечернюю на ночную). На дозволенность этого вида облегчения указывают слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и случаи из его жизни.

Передается от Анаса, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует), если выдвигался в путь до полудня, то откладывал обеденную молитву до наступления времени послеобеденной, и объединял их вместе, а если же выдвигался после полудня, то совершал обеденную молитву и выходил в путь. (Бухари, Муслим)

Также передается от ибн Умара, что некоторые родственники призвали его на помощь, и он поторопился к ним, прилагая все возможные усилия в пути, и отложил вечернюю молитву, пока солнце не зашло, и не наступили сумерки. После он объединил вечернюю молитву с ночной и сказал: «Так поступал пророк, когда торопился в путь». (Тирмизи)

Эти два хадиса указывают на дозволенность переноса ранней молитвы на время более поздней.

В книге «Найл уль Автар» Имама Шавкани в комментариях к первому хадису приводится: «В этом хадисе — доказательство на позволительность объединения молитв, с переносом ранней молитвы на более позднюю тому, кто находится в пути. И нет разницы в том, торопился путник и проявлял усердие в пути или нет. Ученые разошлись во мнениях по вопросу объединения: многие сподвижники, табиины и ученые–правоведы, как Шафии, Ас–Саури, Ахмад, Исхак и Ашхаб разрешают объединение во всех его видах, ссылаясь на хадисы, приведенные в этом разделе. Другая часть ученых, таких как Абу Ханифа и его два последователя, Хасан и Нахаи ограничивают объединение, разрешая его только на Арафа и Муздалифа».

На объединение с переносом поздней молитвы на раннюю указывает следующий хадис: передается от Муаза, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) во время похода на Табук, если выходил в путь после наступления времени вечерней молитвы, переносил ночную молитву на вечернюю и совершал их вместе. (Ахмад, Абу Дауд, Тирмизи и др.)

Однако, ученые Ханафитского мазхаба придерживаются другого мнения, разрешающего объединять только паломнику во время Хаджа при стоянии на горе Арафа, с переносом послеобеденной молитвы на обеденную (с одним азаном и икаматами для каждой молитвы), и во время ночевки на Муздалифа, с переносом вечерней молитвы на ночную (с одним азаном и с одним икаматом). В доказательство они приводят слова Ибн Масуда, который сказал: «Клянусь тем, кроме которого нет иного Бога, пророк не совершил ни одну молитву, не иначе как в предписанное для нее время, кроме двух молитв: он объединил обеденную с послеобеденной молитвой на горе Арафа, и объединил вечернюю с ночной (на Муздалифа)». («Истизкар» Ибн Абдуль Бар)
Также приводится от ибн Умара, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил вечернюю и ночную молитвы вместе на Муздалифа, делая для каждой из них икамат, и не совершил между ними и после них желательных молитв. (Бухари, Насаи)

В другом хадисе передается от Джабира, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил две молитвы с одним азаном и двумя икаматами на горе Арафа, а после, когда дошел до Муздалифа, совершил вечернюю и ночную с одним азаном и двумя икаматами, не совершая между ними желательных молитв и лег до утра. (Муслим, Насаи, Ахмад)

Ссылаясь на вышеприведенные хадисы, а также на то, что времена молитв установлены религией и не могут быть изменены приданиями, приведенными одним или двумя передатчиками (хабар ахад) ученые Ханафитского мазхаба ограничили объединение на одном виде, то есть во время Хаджа. А те хадисы, в которых говорится об объединении вне Хаджа, по их мнению, имеют другое толкование, заключающееся в том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) откладывал одну молитву до конца ее времени, совершал ее, а после наступления времени следующей молитвы также совершал ее, не объединяя их во времени одной из молитв.

В комментариях к сборнику хадисов Тирмизи приводятся слова ученого–правоведа имама Аль–Джувейни («Имам аль харамейн»): «Есть достоверные хадисы, не поддающиеся другому толкованию, указывающие на дозволенность объединения молитв, также как есть доказательство о смысле и мудрости предписания объединения молитв в дни Арафа и Муздалифа. Ведь причина предписания — нужда паломников (в облегчении), так как они заняты исполнением обрядов Хаджа, и эта же причина существует во всех путешествиях. А также другие облегчения, такие как отпускание уразы и сокращение молитвы не ограничены временем Хаджа…Также не скроется от того, кто рассудит беспристрастно, что в объединении молитв больше пользы и облегчения для путника, чем в их сокращении: ведь совершить дополнительных два ракаата ему не представляет трудности, а в объединении молитв явное облегчение, не вынуждающее его прерывать свой путь и останавливаться для молитвы».

В ответ на мнение Ханафитов в этой же книге приводится мнение имама Хаттаби и других ученых, заключающееся в том, что объединение в толковании Ханафитов, представляет собой не облегчение, а стеснение, так как путнику легче совершить молитву своевременно, не откладывая её на конец предназначенного времени. И, тем более, что большинство людей не умеет определять начало и конец времени молитвы…

Рассмотрев мнения ученых, мы можем подвести итог: разрешается, по мнению большинства ученых, объединять молитвы, с переносом поздней на раннюю или откладыванием ранней на позднюю, если соблюдаются условия, оговоренные учеными. В мазхабе имама Абу Ханифы, объединение разрешено только паломнику на горе Арафа и в долине Муздалифа.



Обстоятельства, в которых разрешается объединять молитвы:
1. Объединение молитв во время Хаджа.
Как уже указано выше, разрешается по единогласному мнению ученых.


2. Объединение молитв в пути.
Разрешается, по мнению большинства ученых, ссылаясь на вышеприведенные хадисы. Однако путь в мазхабе имама Шафии и Ахмада должен превышать 89 км, так же как при сокращении молитвы, в отличие от мазхаба имама Малика, не оговаривающего это условие и разрешающего объединять молитвы в пути, независимо от его расстояния. Также ученые поставили дополнительные условия в каждом мазхабе:

В мазхабе имама Малика для объединения с переносом на раннюю молитву, должны соблюдаться два условия:
1) Чтобы путник был в пути во время наступления времени молитвы.
2) Чтобы он намеревался отправиться в путь до наступления времени следующей молитвы, которая переносится на раннюю, и намеревался не останавливаться пока время этой молитвы не истечет.

Пример для данных двух условий: если путник переносит послеобеденную на обеденную, то он должен выйти в путь до полудня, совершить эти молитвы после наступления времени обеденной молитвы и затем, выйдя в путь, намереваться не останавливаться до истечения времени послеобеденной.

В мазхабе имама Шафии для переноса молитвы на раннюю, должны соблюдаться следующие условия:
1) Чтобы молящийся сделал намерение объединить молитвы во время вступления или по ходу первой молитвы.
2) Чтобы он начал с ранней молитвы, время которой уже наступило, и соблюдал последовательность между ними.
3) Совершение объединенных молитв таким образом, чтобы промежуток времени между ними не был слишком длинным. Если же промежуток получился слишком длинным, без каких–либо причин, то вторая молитва считается недействительной и её нужно совершить после наступления её времени.
4) Чтобы он оставался в статусе путешественника («мусафира»), пока не вступил во вторую молитву.
5) Чтобы он, вступая во вторую молитву, был уверен, в том, что время второй молитвы еще не наступило.

Также в переносе ранней молитвы на позднюю в мазхабе имама Шафии должны соблюдаться следующие условия:
1) Чтобы путник сделал намерение перенести раннюю молитву на позднюю в течении времени, отведенному для ранней молитвы, то есть до наступления времени поздней. Если же он перенес молитву, не сделав намерение, то она считается как возмещаемая.
2) Чтобы он оставался в статусе путешественника («мусафира»), пока не закончил вторую молитву.
3) Порядок совершения молитв и их последовательность в этом случае желательны, но не обязательны.


В Мазхабе имама Ахмада оговорены следующие условия:
В обоих видах объединения обязательно соблюдать порядок между молитвами, совершая раннюю молитву первой, а позднюю — второй.

Для объединения молитв, с переносом поздней на раннюю необходимы следующие условия:
1) Намерение объединить молитвы, при вступлении в первую из объединяемых молитв.
2) Непрерывное совершение молитв одну за другой. Однако, допускается, чтобы между молитвами прошло время, которое уходит на омовение и икамат.
3) Чтобы во время окончания первой молитвы и вступления во вторую, он оставался в статусе путешественника («мусафира»).

Для переноса ранней молитвы на позднюю в Мазхабе имама Ахмада необходимы следующие условия:
1) Чтобы путник сделал намерение перенести раннюю молитву на позднюю в течении времени, отведенному для ранней молитвы.
2) Чтобы он оставался в статусе путешественника («мусафира») пока не наступит время поздней молитвы.

По мнению имама Ибну Таймии, намерение сокращать молитву, или объединять с другой не является обязательным, так же как не обязательно сохранять порядок и последовательность между ними.


3. Объединение молитв во время дождя.
Передается от Абу Салама, что он сказал: «Объединение вечерней и ночной молитв в дождливый день является сунной». (Привел Асрам в своем сборнике хадисов)

Также имам Бухари приводит хадис, что пророк, мир ему и благословение, объединил в дождливую ночь, вечернюю и ночную молитвы.

В мазхабе имама Шафии разрешается объединить молитвы из–за дождя с переносом поздней молитвы на раннюю, а не наоборот, при условии, что дождь продолжает идти после окончания первой молитвы и во время вступления во вторую.
В мазхабе имама Малика разрешается переносить позднюю молитву на ранюю в мечети при условии, что идет или собирается идти дождь.

В мазхабе имама Ахмада разрешается объединять только вечернюю и ночную молитвы при присутствии снега, льда, сильной грязи после дождя, сильного холода или проливного дождя. И это облегчение предоставляется только тем, кто молится в мечети в коллективной молитве.



4. Объединение молитв по причине болезни.
Ученые Маликитского мазхаба разрешают объединение молитв больному, с переносом ранней молитвы на позднюю, если он боится, что потеряет сознание или у него начнется приступ лихорадки после наступления времени поздней молитвы.

Распространенным мнением Шафиитского мазхаба является запрет на объединение по причине болезни, ссылаясь на то, что пророк, мир ему и благословение, часто болел, и не дошло до нас достоверное придание, указывающее на то, что он объединял.

В мазхабе имама Ахмада болезнь должна быть такой, что ставит больного в затруднение при совершении молитв, если он не объединит их (как например, недержание мочи), ссылаясь на хадис пророка, переданный от Ибн Аббаса, что пророк объединил молитвы не находясь в пути и будучи в безопасности. (Муслим) Сам имам Ахмад считает, что болезнь переносится труднее, чем тяготи пути. Также в мазхабе имама Ахмада разрешается объединять кормилице младенца из–за трудностей, связанных с очищением одежды перед каждой молитвой, а также, в разных обстоятельствах, при которых человек пребывает в страхе за себя, свою честь и имущество, если он не объединит молитвы.

Имам Ибн Таймия говорит: «Самый обширный из всех мазхабов в вопросе объединения — это мазхаб имама Ахмада, так как он разрешает объединение по причине занятости человека…и тем, кто боится за свое имущество».


5. Объединение в случае необходимости.
Имам Навави в комментариях к хадисам про объединение в сборнике имама Муслима пишет: «Многие имамы разрешают объединение тем, кто не находится в пути в случае необходимости при условии, чтобы оно не стало для него обычаем (то есть, чтобы этим облегчением пользовались только по мере нужды). Это мнение Ибн Сирина и Ашхаба из последователей имама Малика, также это мнение передал имам Хаттаби от Каффаля и Шаши аль–Кабир которые являются последователями имама Шафии, и от многих ученых хадисоведов. Это мнение также избрал имам ибн Мунзир, также это мнение подтверждают слова Ибн Аббаса: «Он (пророк) не хотел ставить свою общину в затруднение», в которых объединение не обуславливается болезнью или другими причинами. Аллах лучше знает». (Имам Навави, в комментариях к 705–706 хадисам из сборника Муслима)


Хадис ибн Аббаса, о котором говорит имам Навави, приводится в сборнике Муслима: «Пророк объединил между обеденной и послеобеденной молитвами, и между вечерней и ночной молитвами, находясь в Медине, не испытывая опасности и в отсутствии дождя», Ибн Аббаса спросили: «Что пророк хотел этим»? — Он ответил: «Он (пророк) не хотел ставить свою общину в затруднение».


Также приводится от Ибн Аббаса, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал в Медине семь (объединив вечернюю с ночной) и восемь ракаатов (объединив обеденную с послеобеденной), обеденную и послеобеденную, вечернюю и ночную. (Бухари)

И в конце следует обратить внимание на то, что тот, кто перенес позднюю молитву на раннюю, и закончил свой путь до наступления времени поздней молитвы, не должен совершать её заново. Аллах знает лучше.



Категория: Мои статьи | Добавил: PATRIOT (16.06.2011)
Просмотров: 1240 | Рейтинг: 3.0/2