Главная » Статьи » Мои статьи

Аврат женщины


Аврат женщины это та часть тела, которую она обязана скрывать, ее можно разделить на несколько видов:

1. Аврат женщины во время намаза.

Ученые единогласны в том, что все тело женщины является авратом, кроме лица, а на счет кистей рук и ступней ног их мнения разделились.

Так, по мнению ученых Ханбалитов и распространенному мнению от имама Ахмада все тело является авратом кроме лица, ссылаясь на священный аят в суре «Аль Ахзаб»: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои покрывала» (Коран 33:59) Также ссылаясь на следующие хадисы пророка (благословит его Аллах и приветствует):

Передается от Ибн Масуда, что пророк (благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вся женщина — аврат» (Тирмизи, Ибн Хузейма)

Передается от Аиши, что пророк (благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах не принимает намаз девушки, достигшей совершеннолетия, кроме как с покрывалом (то есть с покрытой головой)». (Абу Давуд, Ибн Маджа, Тирмизи) Покрывало, согласно хадису, должно полностью закрывать голову и шею, но не лицо.

Также передается от Умм Саляма, что она спросила посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Разрешается ли женщине молиться в дир'е (платье покрывающее тело с ног до головы) и в платке (с покрытой головой и шеей) без изара (одежда, покрывающая нижнюю часть тела)?», и он (благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да, если ее платье длинное, скрывающее верхнюю часть ступней ног». (Абу Давуд, Хаким)

Однако большинство ученых, считают авратом женщины в намазе все ее тело, кроме лица и кистей рук. Это мнение ученых Шафиитов, Маликитов и одно из приданий от Абу Ханифы и Ахмада, также это мнение считают более достоверным некоторые ученые Ханбалитского мазхаба, Захириты и имамы Авзаи и Абу Савр. Доказательством этого мнения служат аят и хадисы пророка (благословит его Аллах и приветствует).

В Коране сказано: «Пусть они не выставляют на показ своих прикрас, за исключением тех, которые видны» (Коран 24:31) Под прикрасами, которые видны, в аяте имеется ввиду лицо и кисти рук.

Приводится от Ибн Умара, что пророк (благословит его Аллах и приветствует) сказал: « Пусть женщина, совершающая хадж, не скрывает лицо и не надевает перчатки».

И если бы лицо и кисти рук, считались бы авратом в намазе, то и во время хаджа было бы обязательным их скрывать. И те хадисы, упомянутые выше, указывают на обязательность покрытия головы, шеи и ног, но не кистей рук. Женщины во время пророка (благословит его Аллах и приветствует) молились в длинных платьях и в платке, и если бы кисти рук являлись авратом, то пророк (благословит его Аллах и приветствует) обязательно известил бы об этом. («Маджму'», «Аль–Кафи», «Баджури», «Бидая» и др.)


По достоверному мнению Ханафитского мазхаба ступни ног не являются авратом в намазе, ссылаясь на некоторые из вышеприведенных хадисов, где не упоминается покрытие ног.

Подытожив эти мнения мы можем сказать, что женщина обязана покрывать свое тело в намазе кроме лица по распространенному преданию от имама Ахмада, кроме лица и кистей рук, по мнению большинства ученых (Малик, Шафии и одно из преданий от имама Ахмада) и кроме лица, кистей рук и ступней ног, по мнению имама Абу Ханифы.

2. Аврат совершеннолетней девушки перед посторонними мужчинами.

1) В присутствии посторонних мужчин, не являющихся махрамами и за которых женщина имеет право выйти замуж, по мнению большинства ученых, она обязана скрывать все тело, кроме лица и кистей рук. Это мнение имама Малика, Шафии, в одном из преданий, Абу Ханифы, а также одно из мнений Ханбалитского мазхаба, Шафиитов и Захиритов. Исходя из этого, постороннему мужчине разрешается смотреть на кисти рук и лицо женщины, без похоти и страсти, однако если взор сопровождается страстью, то ему запрещается смотреть на эти части тела, во избежании искушения.

Что касается ступней, то Имам Абу Ханифа в одном из преданий, и некоторые ученые из других мазхабов не считают их авратом и считают дозволенным не покрывать их при отсутствии причин искушения.

Доводы этого мнения:

Большинство ученых, исключающих лицо и кисти рук, ссылаются на следующие аяты и хадисы:
«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят» (Коран 24:30)

В этом аяте Всевышний Аллах приказывает верующим потуплять их взоры, но не говорит им полностью закрывать глаза. И если бы женщине было предписано закрывать все тело, включая лицо и кисти рук, то от чего верующие должны были бы потуплять их взор?

Приводится от Али и АбдуЛлаха Баджали (да будет Аллах ими доволен) когда они спросили о случайном взоре, то пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал им отвернуться, и запретил им непрерывно смотреть, объяснив, что непрерывной взор является грехом, а за случайный с них не будет спроса. (Ахмад, Абу Давуд, Тирмизи)

Смысл этого хадиса в том, что женщина не обязана скрывать лицо при выходе из дома, и если бы была обязана, и скрывала бы, то нет смысла в вопросе Али пророка (благословит его Аллах и приветствует) о случайном взоре.

Также в Коране сказано: «Скажи верующим женщинам, чтобы опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди» (Коран 24:31)

В комментариях к этому аяту приводятся мнения очень многих ученых, которые интерпретируют видные прикрасы как украшения или части тела — лицо и руки. Так как лицо и руки являются прикрасами, которые видны и которых она обычно не скрывает. Также Имам Байхаки и Табарани приводят от Аишы, что видные прикрасы это лицо и кисти рук.

2) Достоверное мнение ученых Шафиитов и Ханбалитов, что все тело женщины без исключений является авратом, и не разрешается открывать лицо и кисти рук, кроме как при необходимости. Также не разрешается постороннему мужчине смотреть на ее лицо и руки даже без страсти. При этом они ссылаются на аят: ««Скажи верующим женщинам, чтобы опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди» (Коран 24:31) В этом аяте предписано женщинам прикрывать вырез на груди, что включает в себя также покрытие лица и шеи. Также лицо и руки женщины являются признаками красоты, которую нельзя показывать посторонним мужчинам.

В другом аяте Корана говорится: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои покрывала. Так их легче будут узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный». (Коран 33:59) В этом аяте Всевышний Аллах предписывает верующим женщинам опускать покрывала на себя покрывала, скрывая под ними красоты. И тем самим они будут отличаться от рабынь, которые по обычаю не закрывали лица.

Следует отметить, что оба мнения подтверждены многочисленными доказательствами, и каждое доказательство одного из мнений подверглось критике от сторонников другого мнения, и в этой статье не представляется возможным привести все доводы и ответы на них.

А на счет аврата женщины перед посторонними мужчинами, все единогласны в том, что все тело кроме лица и кистей рук является авратом, однако мнения разошлись в необходимости закрывать лицо и руки. Также ученые единогласны в том, что женщине желательно или обязательно закрываться полностью при наличии фитны. При этом также стоит учитывать общество в котором она проживает, и выбрать наиболее подходящий для нее вариант.


3. Аврат женщины перед родственными мужчинами (махрам) и несовершеннолетними девушками:

Махрамами считаются мужчины, за которых женщине запрещено выходить замуж.Всевышний Аллах разрешил женщинам показать свои красоты родственным мужчинам в одном из аятов: «И не показывают своей красы никому, кроме своих мужей или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев или сыновей своих сестер». (Коран 24:31)

Исходя из этого аята, ученые единогласны в том, что женщина не обязана скрывать от махрамов те места, которые обычно показываются в домашних условиях. Однако их мнения разошлись при определении этих мест:

По мазхабу имама Абу Ханифы, женщине разрешается показывать в присутствии махрамов голову, волосы, грудь, плечи и ноги до колен. Запрещается же показывать спину, живот и аврат выше колен до живота.

По мазхабу имама Ахмада и некоторых Шафиитов, махраму разрешается смотреть на то, что обычно выявляется при домашней работе, как голова, шея, руки и ноги, так как женщине трудно постоянно закрывать эти места.

По достоверному мнению мазхаба имама Шафии, авратом женщины считается то, что между коленами и пупком, и считают, что аврат женщины при махраме такой же как между двумя мужчинами или двумя женщинами.

4. Аврат мусульманки перед мусульманкой:

Авратом женщины перед мусульманкой является то, что между коленом и пупком. И потому женщине разрешается смотреть на остальные части тела при отсутствии фитны, подобно тому как мужчине разрешается смотреть на тело мужчины, кроме того что находится между коленами и пупком. Также есть предание от имама Абу Ханифы, что аврат женщин между собой подобен аврату женщины при махраме, то есть запрещается смотреть на живот и спину, потому как подобный взор может сопровождаться страстью.

5. Аврат мусульманки перед неверующей:

Ученые единогласны в том, что аврат немусульманки перед мусульманкой только то, что находится между коленами и пупком и разошлись в том, что является авратом мусульманки перед немусульманкой:


Согласно мазхабу Абу Ханифы, достоверному мнению Шафиитов, некоторых ученых Маликитов и в одном из преданий от имама Ахамада авратом мусульманки перед немусульманкой считается все тело, кроме тех частей, которые выявляются обычно при работе и в домашних условиях.

При этом они ссылаются на аят: «…и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей…или своих женщин» (Коран 24:31) Свои женщины в этом аяте распространяется только на мусульманок, так как в обратном случае было бы сказано просто женщины.

Имам Куртуби приводит, что это мнение большинства предшественников, и это мнение Ибн Аббаса, Муджахида и Ибн Джарира. Приводится что Умар (да будет Аллах им доволен) написал Абу Убейде: «До меня дошло, что женщины ахлу зимма заходят в общие бани с мусульманками. Запрети им это делать. Поистине такой женщине не дозволяется видеть наготу мусульманки».

Этот запрет еще объясняется тем, что неверующая может описать красоту и тело мусульманки своему мужу или кому то другому.

Некоторые Маликиты и некоторые Шафииты считают за аврат в этом вопросе все тело женщины кроме лица и кистей рук.

А по достоверному мнению Ханбалитского мазхаба и некоторых Шафиитов и Маликитов аврат мусульманки перед неверующей такой же, как между двумя мусульманками, то есть только от колен до пупка. Доводом этого мнения является:

Хадисы, в которых приводится, что к женам пророка (благословит его Аллах и приветствует) заходили неверующие женщины, однако пророк (благословит его Аллах и приветствует) не приказал им закрываться от них. А также отсутствие ясного доказательства на это. А что касается вышеприведенного аята, то сторонники этого мнения обобщают смысл слова «женщин» на всех, верующих и неверующих.

6. Аврат женщины относительно детей и несовершеннолетних:

Ученые единогласны в необязательность закрываться перед детьми, не различающими плохое от хорошего и не способными описать то, что видят, ссылаясь на аят: «…и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей…или детей, которые не постигли наготы женщин». (Коран 24:31) Муджахид в комментариях на этот аят сказал: «Это дети, которые по причине возраста не различают то, что видят».

Однако если ребенок достиг возраста, позволяющего различать женские красоты, то по мнению имама Ахмада и некоторых Шафиитов, его положение приравнивается положению махрама и ему разрешается смотреть на то, что разрешено махраму.

Согласно мнению большинства ученых, в подобном случае женщина должна закрываться полностью, как перед посторонними совершеннолетними мужчинами, так как дети в таком возрасте уже начинают различать женскую красоту и могут описать ее другим.


Подытожим вышесказанное в следующих пунктах:

1) Ученые единогласны в том, что тело от пупка до колен является авратом.

2) Также ученые единогласны в том, что тело женщины является авратом, кроме лица, кистей рук и ступней ног при совершении молитвы. Также единогласны в том, что лицо при намазе не является авратом. Что касается кистей рук, то большинство Ханбалитских ученых считают их авратом, в отличии от большинства ученых, не считающих их таковыми. Также и ступни ног, по мнению большинства ученых являются авратом в молитве, а Ханафиты их не относят к аврату.

3) Аврат женщины перед махрамами: по мнению большинства ученых, она не обязана скрывать те части тела, которые видны при выполнении домашних работ, а Шафииты считают авратом только от пупка до колен.

4) Единогласны в том, что аврат мусульманки перед мусульманкой — только от пупка до колен, а остальное тело не является авратом.

5) На счет аврата перед немусульманкой мнения разделились: по мнению Ханафитов, Шафиитов, некоторых Маликитов и по одному из преданий от имама Ахмада, авратом является все тело, кроме того, что показывается в обычных домашних условиях и при работе. А согласно мазхабу имама Ахмада и некоторых Маликитов, аврат мусульманки одинаковый перед мусульманкой и немусульманкой.

6) Единогласны в том, что тело женщины является авратом, кроме лица, кистей рук и ступней ног перед посторонними мужчинами, и разошлись во мнениях относительно этих трех частей. Однако ученые считают желательным скрывать и эти части, и говорят об обязательности при фитне.

7) Единогласны в том, что мужу разрешается смотреть не все тело жены, и наоборот, однако желательно сторониться от взора на половые органы.

Категория: Мои статьи | Добавил: PATRIOT (16.06.2011)
Просмотров: 1978 | Рейтинг: 5.0/1