Главная » Статьи » Мои статьи

Какие деяния можно делать чтобы это принесло пользу умершему человеку?
В Исламе есть обязанности, которые мы должны соблюдать в отношении живых и мертвых, также как есть и желательные действия в отношении них. В отношении к мертвым Ислам предписал нам посещение их могил, приветствие их, молитвы за них и прошение Аллаха простить им грехи. В основе эти предписания свидетельствуют о том, что покойный получает пользу от этих деяний, так как если бы не получал, эти деяния были бы напрасны, а Ислам не предписывает ничего по напрасну, без смысла. Поэтому многие ученые указали на дозволенность совершения благих дел для умерших, и что воздаяние за них доходит до усопших. От некоторые ученых, как имамы Навави, Ибн Кудама, Ибн Касир и Ибн Кайим передается, что в этом вопросе существует иджма (единогласное решение ученых). Имам Навави указал на иджма в «Маджму'» (5:184) и в комментариях к «Муслиму» (1:89). Ибн Кудама в «Мугни» (2:568). Ибн Кайим «Рух» стр. 8. Ибн Касир в своем тафсире (4:330).

Известно, что мусульманин, совершивший благие деяния при жизни, продолжает получать воздаяние за них и после смерти. В хадисе пророка (благословит его Аллах и приветствует) сказано: «Когда умрет сын Адама, прекращаются все его деяния, кроме трех: милостыни (приносящей пользу людям), знаний, которыми будут пользоваться и праведный сын, который молится за него». (Муслим).

Что касается деяний других людей, какие из них приносят пользу покойнику, приведем ниже:
1. Приветствие покойных. Желательно приветствовать покойных при прохождении мимо кладбища. Передается от Аишы в описании посещения пророком (благословит его Аллах и приветствует) кладбища «Бакиъ»: «Пророк пришел на Бакиъ и простоял долгое время и затем поднял руки три раза, и когда я спросила его о молитве (дуа) за покойных, он сказал: «Скажи, приветствие вам, обитатели этих мест, из числа верующих и мусульман, и пусть Аллах смилуется над предшественниками из нас и запоздалыми, и мы, по воле Аллаха, присоединимся к вам» (Бухари, Муслим). Также существуют другие хадисы, указывающие на дозволенность приветствия покойных, с разными текстами приветствия, однако смысл их одинаков. Имам Изз бин Абду Салам комментируя эти хадисы говорит: «Очевидно из этих хадисов, что покойный знает о посетителе могилы, так как нам предписано приветствовать его, и религия не предписывает приветствовать того, кто не слышит его». (Фатава Изз бин Абду Салама. Стр. 44). Ибн Каййим приводит в своей книге «Рух»: «Это приветствие и обращение направлено к существующему человеку, который слышит, понимает и отвечает нам, хоть мы и не слышим его ответа» («Рух» стр. 8). На дозволенность делать дуа за покойного и посить прощения Аллаха за него, указывают большое количество хадисов, и как сказали выше, некоторые ученые привели иджма в этом вопросе, однако здесь не представляется возможным их всех привести.


2. Ученые единогласны в том, что молитва (дуа), прошение милости Аллаха, и мольба о прощении грехов покойного, приносят ему пользу. В Коране сказано: «А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш, прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас. Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш. Воистину, Ты — Сострадательный, Милосердный». (Коран, 59:10) Также в хадисе пророка (благословит его Аллах и приветствует) говорится: «Когда вы совершаете заупокойную молитву, то будьте искренни в мольбе за него» (Ибн Маджа, Абу Дауд). Сам пророк тоже произносил эти слова в молитве: «О Аллах, прости грехи нашим живым и мертвым» (Ибн Маджа, Абу Дауд). Поэтому, является желательным просить у Аллаха прощения нашим покойным родителям и близким, а также всем братьям и сестрам.

3. Милостыня за покойного. Польза от милостыни, выделяемой живыми, доходит и до покойного, вне зависимости от того, кто ее раздает, родственник или кто то другой. От Имама Навави приводится, что в этом вопросе все ученые единогласны (иджма). На разрешенность раздачи милостыни указывает следующий хадис: передается от Абу Хурайры, что один человек пришел к пророку (благословит его Аллах и приветствует) и сказал ему: «Мой отец умер, и оставил после себя имущество без завещания. Простится ли ему если я раздам милостыню за него?», пророк ответил: «Да» (Муслим, Ахмад). В другом хадисе передается, от Хасана, что Саад бин Убада спросил пророка о дозволенности раздать милостыню за его покойную мать, на что пророк ответил: «Да». А когда Саад спросил, какой вид милостыни самый лучший, пророк сказал: «Поение водой» (Насаи Ахмад).

4. Пост за покойного. Передается от Ибн Аббаса, что к пророку пришел один человек и спросил его: «Моя мать умерла, и она должна была поститься один месяц, разрешается ли мне возместить ее пропущенный пост?», пророк ответил ему: «Если бы на твоей матери был долг, ты расплатился бы за нее?», он ответил: «Да». Тогда пророк сказал ему: «Долг перед Аллахом (пропущенный пост) достойнее, чтобы ты расплатился за него» (Бухари, Муслим).

5. Хадж. Разрешается мусульманину совершить хадж за покойного, если он сам уже совершил за себя. Имам Бухари приводит от Ибн Аббаса, что женщина из племени Джухайна спросила пророка: «Моя мать дала обет (назр) совершить хадж, и не выполнила его до самой смерти, можно ли мне совершить хадж за нее?», на что пророк ответил: «Соверши хадж за нее, как ты думаешь, если бы на твоей матери был долг, ты расплатилась бы за нее? Расплачивайтесь, Аллах более достоин этого».

Имам ибн Кудама говорит: «Эти достоверные хадисы указывают на пользу, получаемую покойником от благих дел. Потому что пост, молитва, просьба простить грехи — являются делами совершаемые человеком, и воздаяние за которые Аллах доводит до покойного. Также и другие, подобные им деяния».

6. Чтение Корана с последующим дуа, чтобы воздаяние за чтение дошло до покойного. В этом вопросе мнения ученых разделились. Так ученые Ханафитского и Ханбалитского мазхабов и поздние ученые Шафиитов и Маликитов считают что воздаяние доходит до покойного, независимо от того, читается Коран рядом с покойным или в дали от него. Что касается ученых предшественников Шафиитского и Маликитского мазхабов, то они считали, что воздаяние от поклонения и благих дел, не получает никто, кроме совершившего эти деяния. Приводится от имама Навави, что он сказал: «Известное мнение Шафиитского мазхаба — не дохождение, а имам Ахмад и группа ученых Шафиитов считали что доходит, и следует чтецу Корана произнести после чтения: «О Аллах, дай такому — то воздаяние, равное воздаянию за мое чтение»». Также имам Ибн Кудама приводит в своей книге «Аль–Мугъни»: «Имам Ахмад сказал, что до покойного доходит воздаяние за все благие дела». Также на дозволенность чтения Корана за покойного указывают некоторые предания и хадисы, которые в основном слабые или вымышленные, однако Шейх Мубаракфури говорит в комментариях к сборнику хадисов Абу Дауда: «Эти хадисы, хоть и являются слабыми, но указывают на существование основы чтения. И мусульмане на протяжении веков собираются и читают за покойных, не встречая при этом упреков. И потому, это является единогласным решением» (3:275).
В основе, большинство ученых считают, что воздаяние за любое хорошее деяние может достичь покойного и принести ему пользу. А некоторые ученые отрицают это. В этой статье мы привели некоторые деяния, упомянутые в хадисах и которые доходят до покойного, хотя в некоторых из них и есть разногласия между учеными, как например, в чтении Корана за умершего, а в некоторых есть иджма в дохождении, как в приветствии покойного и дуа за него.

Имам ибн Кайим сказал: «Поклонение делится на два вида: телесное и имуществом. Ислам, указывая на дозволенность милостыни за покойного, указал нам на дохождение воздаяния и за другие виды поклонения, связанные с имуществом. И также указанием на дозволенность держать пост за него, указал на дозволенность других телесных видов поклонения. Также указал на дохождение до него воздаяния за хадж, состоящего из телесного поклонения и поклонения имуществом».
Следует тому, кто хочет сделать определенное деяние за покойного, сделать намерение, что это дело за покойного. Ибн Акъиль из ученых Ханбалитского мазхаба говорит: «Когда человек совершил поклонение, как намаз, пост, чтение Корана, и потом отдал воздаяние покойному мусульманину, то это воздаяние доходит до него, и принесет ему пользу, при условии, что он сделал намерение отдать воздаяние покойному, в начале поклонения или во время него». 


Категория: Мои статьи | Добавил: PATRIOT (16.06.2011)
Просмотров: 2997 | Рейтинг: 3.0/3